КОНЦЕПЦИЯ проведения в 2016 году в Ульяновской области Года здравоохранения

1. Общие положения

Концепция проведения в 2016 году в Ульяновской области Года здраво­охранения (далее - Концепция) разработана на основании распоряжения Губернатора Ульяновской области от 15.06.2015 № 289-р «О проведении в Ульяновской области Года здравоохранения» и определяет приоритеты и основные направления государственной политики в сфере здравоохранения, а также задачи, решение которых направлено на сохранение и укрепление здоровья граждан Ульяновской области на основе обеспечения повышения доступности и качества медицинской помощи, на увеличение продолжительно­сти жизни, снижение уровня смертности, рост рождаемости, с целью долго­срочного развития сферы здравоохранения.

2. Цели и задачи проведения Года здравоохранения

Концепция определяет цели, задачи и механизмы реализации мероприя­тий по проведению Года здравоохранения на территории Ульяновской области.

Основными целями проведения Года здравоохранения являются:повышение в обществе значимости и престижа труда работников отрасли здравоохранения; повышение качества и доступности медицинской помощи;развитие инновационных подходов к организации системы оказания медицинской помощи;укрепление кадрового потенциала отрасли.

Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач: широкое вовлечение жителей региона в мероприятия, направленные на укрепление здоровья; усиление роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни; вовлечение граждан старше трудоспособного возраста в систему соци­альной занятости в клубах активного долголетия; дальнейшее развитие движений «За доступную и качественную медици­ну» и «За сохранение лучших традиций отечественного здравоохранения»; популяризация медицинских профессий среди молодёжи и развитие системы «целевого набора»; общественное признание вклада лучших работников здравоохранения региона в развитие Ульяновской области; развитие у молодых специалистов отрасли стремления к достижению высоких результатов в профессии; совершенствование корпоративной культуры среди медицинских работ­ников и ответственного отношения к восстановлению здоровья пациента; повышение ответственности работодателей за сохранение здоровья работников; укрепление материально-технической базы и расширение сети государ­ственных медицинских организаций, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнёрства.

3. Значимость проблемы и обоснование необходимости её решения

Устойчивое социально-экономическое развитие Ульяновской области обеспечивается реализацией приоритетных направлений региональной полити­ки, базирующихся на сохранении и укреплении здоровья населения. Жителей региона крайне волнуют проблемы здравоохранения, и в течение 2016 года отрасли здравоохранения предстоит решить ряд обозначенных проблем для того, чтобы изменить отношение общества к системе здравоохранения Ульяновской области.

В результате проводимых в последние годы в регионе мероприятий по совершенствованию здравоохранения отмечается улучшение демографиче­ской ситуации, отражающее устойчивую положительную тенденцию к сниже­нию материнской и младенческой смертности и смертности населения по всем основным группам заболеваний и увеличению продолжительности жизни.

Основным итогом реализации мероприятий Года здравоохранения станет укрепление тенденции снижения естественной убыли населения и увеличение уровня рождаемости и, как результат, - запланировано увеличение продолжи­тельности жизни населения региона до 72,1 лет.

4. Механизм проведения Года здравоохранения

Год здравоохранения в Ульяновской области будет проведён в 2016 году.

Достижение целей и решение задач Концепции осуществляются путём скоординированных действий исполнителей, ответственных в соответствии с Планом мероприятий по проведению в 2016 году в Ульяновской области Года здравоохранения (приложение № 2 к распоряжению) за проведение мероприятий.

К реализации мероприятий Концепции привлекаются: исполнительные органы государственной власти Ульяновской области; государственные медицинские организации, подведомственные Мини­стерству здравоохранения Ульяновской области; институт медицины, экологии и физической культуры федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профес­сионального образования «Ульяновский государственный университет» (по со­гласованию); государственное бюджетное образовательное учреждение среднего про­фессионального образования «Ульяновский фармацевтический колледж» (по со­гласованию); Некоммерческое партнёрство содействия развитию здравоохранения «Медицинская Палата Ульяновской области» (по согласованию); региональные общественные и пациентские организации (по согласова­нию); акционерное общество «УльяновскФармация» (по согласованию); федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Клиническая больница № 172 Федерального медико-биологического агентства»; органы местного самоуправления муниципальных образований Ульянов­ской области (по согласованию).

5. Основные направления проведения Года здравоохранения

5.1. Реализация краудсорсинг-проекта и повышение качества медицинской помощи

В амбулаторно-поликлиническом звене здравоохранения региона активно реализуется краудсорсинг-проект. С учётом мнения жителей региона в первую очередь будут повышаться доступность и качество оказания медицинской по­мощи на амбулаторно-поликлиническом этапе оказания медицинской помощи. Цель - внедрение в 2016 году стандартов оказания амбулаторно-поликлинической помощи, регламентирующих работу всей цепочки оказания услуг пациенту - от регистратуры до лечащего врача.

Медицинская помощь должна стать не только доступной и качественной, но и комфортной, открытой, приближённой к потребностям пациента.

Реализация краудсорсинг-проекта в 2016 году будет широко распростра­нена, в том числе в специализированных стационарах области.

Фактически будет создана система общественного контроля качества ока­зания медицинской помощи и рейтинговой «народной» оценки государствен­ных медицинских организаций региона.

Запланирован единый подход к изменению внешнего облика медицин­ских организаций с учётом тенденций развития города Ульяновска. Система территориального планирования и «точки роста» города диктуют необходи­мость изменений в месторасположении лечебных учреждений. Основные ак­центы в развитии сети медицинских организаций будут направлены на дина­мично развивающиеся районы: Засвияжский район, микрорайон «Репино» и За­волжский район города Ульяновска.

В Засвияжском районе города Ульяновска будет создана поликлиника -филиал государственного учреждения здравоохранения «Городская поликли­ника № 4» - для обслуживания взрослого населения района. В стадии заверше­ния находится разработка концессионного проекта по реконструкции и осна­щению оборудованием здания по адресу: ул. Севастопольская, д. 14 с целью оказания первичной медико-санитарной помощи населению, включая специа­лизированную консультативно-диагностическую и лечебную помощь. Плани­руемая дата открытия по итогам реконструкции поликлиники - 4 квартал 2016 года.

5.2. Создание «Медицинского города» и повышение доступности медицинской помощи

Основной моделью развития станет модель «Медицинский город», предусматривающая два направления развития учреждений здравоохранения на территории города Ульяновска:

в Правобережье центром концентрации медицинской помощи станут госу­дарственное учреждение здравоохранения Ульяновская областная клиническая больница и вновь созданный Центр конформной лучевой терапии на базе госу­дарственного учреждения здравоохранения Областной клинический онкологи­ческий диспансер;

в Левобережье центром создаваемого медицинского города станут госу­дарственное учреждение здравоохранения «Центральная городская клиниче­ская больница города Ульяновска» и государственное учреждение здравоохра­нения Городская клиническая больница № 1 совместно с вводимой в эксплуа­тацию в 2016 году клиникой для лечения онкологических больных. Онкологи­ческой клиникой будет оказываться полный замкнутый спектр услуг от диагно­стики до планирования лечения и проведения процедуры лечения. Клиника бу­дет оснащена современным высокотехнологичным медицинским оборудовани­ем от ведущих мировых производителей: линейным ускорителем Tomotherapy (Томотерапия), двумя позитронно-эмиссионными томографами, совмещёнными с компьютерными томографами компании Siemens, магнитно-резонансным то­мографом компании Siemens, компьютерным томографом компании Siemens, системой производства радиоизотопов с использованием циклотрона. Совре­менные технологии, используемые в клинике, позволят удалять злокачествен­ные опухоли в любой части тела без повреждения окружающих здоровых тка­ней, без хирургического вмешательства, без крови, без боли, без анестезии.

Реализация модели «Медицинский город» запланирована в 3 этапа:

первый этап - формирование функционального взаимодействия лечебных учреждений для достижения таких целей, как снижение издержек и повышение эффективности осуществления, прежде всего, немедицинских услуг, таких как услуги прачечной, обеспечение питанием, транспортные услуги, утилизация отходов деятельности путём их централизации;

второй этап - централизация лечебно-диагностических служб медицин­ских организаций с созданием чёткого механизма маршрутизации пациентов, что позволит приблизить разноплановую специализированную помощь жите­лям региона;

третьим этапом запланирована интеграция науки и практики в здраво­охранении региона, включение научных клинических баз в структуру лечебных учреждений.

5.3. Совершенствование специализированной медицинской помощи

Запланировано создание специализированных медицинских центров по сохранению здоровья будущих поколений, деятельность которых будет слу­жить как сбережению существующих поколений жителей региона, так и появ­лению новых.

В 2016 году будут введены в эксплуатацию Центр охраны здоровья жен­щин в Засвияжском районе города Ульяновска и Центр сохранения репродук­тивного здоровья в Железнодорожном районе города Ульяновска по адресу: ул. Карсунская, д. 4.

Начнёт принимать первых пациентов Перинатальный центр. Внедрение в Перинатальном центре современных технологий выхаживания новорождён­ных, в том числе недоношенных новорождённых с экстремально низкой массой тела: методики тотальной гипотермии Criti-Cool, амплитудно-интегрированной ЭЭГ, внедрение концепции «Плод, как пациент» с фетальной хирургией при гемолитической болезни новорождённых, водянке плода, проведение фето-фетальной трансфузии позволят снизить уровень младенческой смертности.

Создан и работает Центр охраны мужского здоровья на базе государственного учреждения здравоохранения Ульяновский областной клини­ческий кожно-венерологический диспансер, запланировано открытие в 2016 го­ду мужских консультаций на базе лечебных учреждений Ульяновской области, оказывающих многопрофильную специализированную медицинскую помощь.

Будет реализован проект по организации стационарного отделения ско­рой медицинской помощи (Emergency Department), который позволит устанав­ливать диагноз пациенту с экстренной патологией в одном месте и в течение одного часа, что в результате увеличит пропускную способность приёма экс­тренных пациентов, сократит время ожидания медицинской помощи пациентом в приёмном отделении стационара. Соглашением между Правительством Ульяновской области и ООО «Феникс менеджмент групп» от 16.07.2015 № 93-ДП об инвестировании в создание стационарного отделения скорой ме­дицинской помощи на базе государственного учреждения здравоохранения «Ульяновский областной клинический центр специализированных видов меди­цинской помощи имени заслуженного врача России Е.М.Чучкалова» подтвер­ждены обязательства инвестора по исполнению указанного проекта.

Особое внимание в развитии здравоохранения будет направлено на инте­грацию практического звена и научного потенциала отрасли. Внедрение в прак­тику и тиражирование лучших технологий - основная задача и будет реализо­вана за счёт развития внешних связей региона с высшими учебными заведени­ями-партнёрами, с федеральными клиниками Российской Федерации. Активно развивается система стажировок специалистов на рабочих местах, обмен опы­том с зарубежными коллегами (клиника Мэйо, Nexus Medicus).

Совершенствование системы профилактики неинфекционных заболева­ний будет реализовано через развитие института главных внештатных специа­листов, сотрудничество с Некоммерческим партнёрством содействия развитию здравоохранения «Медицинская Палата Ульяновской области», Министерством физической культуры и спорта Ульяновской области, Министерством образо­вания и науки Ульяновской области, Министерством культуры и искусства Ульяновской области.

5.4. Стратегическая направленность лекарственного обеспечения

В результате инновационного подхода к лекарственному обеспечению граждан региона будет реализована новая система лекарственного обеспечения в соответствии со Стратегией лекарственного обеспечения населения Россий­ской Федерации на период до 2025 года, утверждённой приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.02.2013 № 66. Цель указанной стратегии - повышение доступности качественных, эффективных и безопасных лекарственных препаратов для удовлетворения потребностей населения и си­стемы здравоохранения на основе формирования рациональной и сбалансиро­ванной с имеющимися ресурсами системы лекарственного обеспечения населе­ния России. Для реализации направления с учётом сложившейся тенденции в фармакоэкономике региона максимально будет реализован потенциал акцио­нерного общества «УльяновскФармация» и применены инновационные методы лекарственной терапии с учётом изученного опыта регионов России.

5.5. Кадровая политика

Отдельным направлением станет реализация кадровой политики.

Получат дальнейшее развитие движения «За доступную и качественную медицину» и «За лучшие традиции отечественного здравоохранения».

Работа по привлечению кадров в отрасль будет базироваться на реализа­ции программы «Земский доктор». Кроме того, на территории региона по пору­чению Губернатора Ульяновской области С.И.Морозова будет внедрён проект «Земский фельдшер», который позволит укомплектовать сельские районы области квалифицированными кадрами со средним специальным медицинским образо­ванием.

Продолжится целевая подготовка студентов-медиков с дополнительной поддержкой путём выплат стипендий, привлечение специалистов из соседних регионов, а также создание условий для проживания на территории региона прибывших медицинских работников. Основная роль в создании благоприят­ных условий для работы и проживания специалистов должна быть возложена на администрации муниципальных образований Ульяновской области.

6. Ожидаемые результаты проведения в Ульяновской области Года здравоохранения

Проведение Года здравоохранения будет способствовать достижению следующих результатов: максимальное повышение рейтинга государственных медицинских орга­низаций с учётом общественного мнения; повышение качества предоставления медицинских услуг населению; повышение доступности первичной, в том числе первичной специализи­рованной, медицинской помощи для граждан региона; сокращение числа зданий государственных медицинских организаций, нуждающихся в капитальном ремонте и реконструкции; повышение престижа труда медицинских работников, привлечение вни­мания выпускников общеобразовательных организаций к медицинским про­фессиям, их обучение в рамках целевого набора, последующее трудоустрой­ство; значительное снижение дефицита квалифицированных медицинских кад­ров и повышение обеспеченности отрасли медицинскими работниками с выс­шим и средним медицинским образованием.

Здоровье каждого жителя региона, его удовлетворённость качеством ока­зания медицинской помощи будет центром внимания всей системы здраво­охранения Ульяновской области.

В итоге здравоохранение региона приблизится к исполнению основной задачи - стабилизации демографической ситуации и достижению к 2018 году индикативных показателей Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения»: снижение смертности от болезней системы кровообращения до 649,4 слу­чая на 100 тыс. населения; снижение смертности от новообразований (в том числе от злокачествен­ных) до 192,8 случая на 100 тыс. населения; снижение смертности от туберкулёза до 11,8 случая на 100 тыс. населе­ния; снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий до 10,6 случая на 100 тыс. населения; снижение младенческой смертности до 7,5 на 1 тыс. родившихся живыми.